Азы экономики: что это такое – постиндустриальное общество. Постиндустриальное общество - что это такое и каким образом оно проявляется? Основные черты современного постиндустриального общества

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Человеческое общество – организм динамичный. Он постоянно растет и эволюционирует, видоизменяется и трансформируется – одним словом не стоит на месте. Сегодня мы узнаем, что такое постиндустриальное общество, чем оно характерно и каковы его основные особенности и функции.

Суть понятия

Общественный строй всегда менялся. Изначально люди проживали малыми общинами и довольствовались лишь дарами природы, затем в силу ступило животноводство, позднее на первый план вышла аграрная промышленность.

Наши бабушки и родители родились и выросли в так называемом индустриальном обществе. Это период истории, для которого характерен научно-технический прогресс, освоение новых технологий и инженерии.

Данное общество возникло на заре ХХ столетия, а прекратило свое существование ровно сто лет спустя. Именно начало XIX века – то самое время, когда, собственно, и возникло постиндустриальное общество, то есть человечество перешагнуло эру НТП и стало пожинать плоды своих разработок и достижений.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что в настоящий момент такое явление, как индустриальное и даже аграрное общество еще существует. Это значит, что далеко не вся планета, как говорится, окунулась в будущее, есть такие страны, которые до сих пор остаются на несколько ступеней ниже.

Такое понятие, как постиндустриальность, относится к высшей степени развития экономики, промышленности и прочих сфер жизни.

Точное определение, что такое постиндустриальное общество, дает Википедия. Это общество, которое характерно инновационной экономикой с очень высоким уровнем ВВП.

Также ему свойственная высокопроизводительная промышленность, индустрия знаний и образования, высокая конкуренция во всех сферах экономики, а также огромная доля населения, которая занята не промышленном производстве, в сфере услуг.

Социально-экономические характеристики

Характеристика общества, живущего в постиндустриальном ритме, также славится своей инновационной промышленностью, которая питает потребности каждого, кто является частью этого механизма.

Все человеческие физические и духовные потребности удовлетворяются сполна, и благодаря этому появляется время для усовершенствования ранее нажитых достижений.

Постиндустриальное общество – значит не только этап развития, на котором люди довольствуются ранее разработанными техническими новинками, но и то время, когда креативность и творчество выступают на одном уровне с наукой и техникой.

Уже нет четкого разделения на гуманитариев и технарей, так две эти отрасли смешались воедино, чтобы совместно достичь более совершенных и гениальных результатов.

Первую характеристику постиндустриального общества составил в далеком 1919 году ученый и исследователь Даниель Белл. Его работа так и называлась «Грядущее постиндустриальное общество», и в ней он дал четкие определения тому, что и как будет происходить примерное через сто лет после написания данного труда.

Его прогноз сбылся с точностью до мелочей – в конце ХХ века человечество действительно вступило в новую эру, которая стала следующим этапом развития.

Изменения, которые произошли в момент смена индустриального строя постиндустриальным, затронули буквально все сферы человеческого бытия. Это наука, образование, межчеловеческие отношения, экономика, торговля, быт. Но самое главное – постиндустриальному обществу свойственна принципиально новая философия, название которой – постмодернизм.

Он включает в себя такие понятия, как плюрализм, иррационализм и гуманизм. А это означает, что человечество действительно ступило на новую тропу развития, поменяло не только свои жизненные устои и нравы, но и свойства, то есть стало меньше потреблять, а больше отдавать.

Новая экономика

Былой экономический устрой, которым люди довольствовались на протяжении долгих лет и даже веков, был крайне простым. Нужно было производить что-то новое, разрабатывать или придумывать.

Люди, которые делали это, получали денежное вознаграждение, а компании, на которые они работали, становились за счет разработок людей успешнее, популярнее и богаче.

Характерные особенности постиндустриального общества принципиально отличаются от данного описания. Дело в том, что всю работу, которая имеет отношение к производству чего-либо, выполняют преимущественно машины или роботы.

То есть производительная сфера полностью автоматизирована, и на начальных этапах данной тенденции это стало причиной зарождения безработицы.

Переход в новую эру в начале XXI века оказался относительно легким и безболезненным. Что же касается зарождения непосредственно НТП в XIX веке, то дела обстояли намного печальнее. Машины, которые также стали причиной технологической безработицы, вызвали массу протестов у населения.

Появились так называемые луддиты, которые намеренно ломали и разбивали технику, дабы обеспечить народ работой.

В нынешнем веке дела обстоят иначе. Непосредственно отношение к постиндустриальному обществу имеет третичный и четвертичный секторы экономики. В рамках первого можно назвать следующие аспекты:

  • связь или коммуникации;
  • транспорт;
  • туризм и отдых;
  • торговля;
  • сфера здоровья;
  • охрана.

То есть речь идет о привычной уже нам всем сфере услуг. Именно за счет нее в данное время растет ВВП ведущих стран мира.

Сфера услуг обеспечивает работой людей со средним образованием и позволяет трудоустроиться временно, в качестве подработки. Это можно считать обоюдным положительным аспектом, который угождает интересам каждого отдельного индивидуума и государства в целом.

Постиндустриальное общество в разных сферах жизни

Примерами четвертичного рынка в рамках постиндустриальной эры можно считать такие факторы, как:

  • маркетинг;
  • наука;
  • образование;
  • финансовые услуги;

Важно! Для постиндустриального общества с развитой экономикой характерно наличие организаций, которые планируют и формируют производительную деятельность. Это также дополнительный сегмент экономики, который ранее отсутствовал.

Признаки постиндустриального общества

Пришло время рассмотреть основные черты и признаки постиндустриального общества, по которым данный тип экономики и социального строя идентифицируется. Итак, к ним относятся:

  • Рост числа «интеллектуалов в обществе (деятелей искусства и науки).
  • Преобладание абстрактных истин или же теории над практикой.
  • Мощный толчок в развитии технологий и инноваций.
  • Сфера услуг в экономике является доминирующей.
  • СМИ играют крайне важную роль в социальной жизни.
  • Забота об экологии и здоровье флоры и фауны.
  • Формирование среднего класса – единого в обществе.
  • Как следствие – стирание границ между ранее существовавшими классами богатых или бедных.
  • Также к постиндустриальному обществу относится процесс вознесения науки и сферы образования над всеми остальными сферами бытия. Быть умным и начитанным стало модно.
  • Абсолютный плюрализм как в культуре и быту, так и в политической деятельности.
  • Феминизация, или становление женщин на одну ступень с мужчинами.

Признаки постиндустриального общества

Немаловажным фактором для постиндустриального общества являются свойства, которые ему присущи. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • Тенденция к полной гуманизации.
  • Развитие космополитизма.
  • Автоматизация процесса производства.
  • Активное развитие сферы услуг.
  • Активное развитие информационных технологий (СМИ, интернет, связь и т.д.).
  • Внедрение науки и творчества в повседневную жизнь людей.

Ведущие постиндустриальные государства

Официально принято полагать, что определение постиндустриального общества характерно только для стран так называемой «Большой семерки или восьмерки» (если считать Россию в их числе).

Это Великобритания, Россия, Япония, США, Канада, Италия, Франция, Германия и весь Европейский Союз.

Это государства с наиболее высокими экономическими показателями, в которых по-новому развивает сфера образования, обслуживания, лечения и т.д.

Давайте в качестве примера постиндустриального общества и его признаков рассмотрим несколько держав:

  • Швеция. Входит в двадцатку наиболее развитых стран мира и в десятку самых комфортных для проживания государств. Основная доля ВВП Швеции обусловлена сферой услуг, в тои числе и туризмом. Страна славится своим высоким уровнем социальной защиты населения.
  • Испания. Мощнейший финансовый центр Европы. Оплот судостроения, автостроения, а также лидер в области добычи и переработки газовой и нефтяной продукции. В Испании зарегистрировано свыше 500 политический партий. Здесь бережно охраняют культурное наследие страны и застраивают города новыми объектами архитектуры. СМИ и транспорт – две сферы, которые считаются ведущими в Испании.

Важно! Информационный поток, который ныне обеспечивает всему миру Интернет, доносит любую информацию до самых удаленных уголков планеты. Практически во всех странах можно сейчас наблюдать тенденцию к образованию постиндустриального общества за счет фото, статей и новостей, видеозаписей, фильмов, научных программ. В той или иной степени все люди, проживающие на Земле, сейчас являются частью этой новой динамики.

Полезное видео

Подведем итоги

Постиндустриальная эра началась совсем недавно. Старым поколениям сложно понять ее суть и природу, а новые граждане мира легко осваиваются в данной среде обитания. В постиндустриализме имеется множество положительных аспектов, но если человечество будет нерационально ими пользоваться, благо обратится во вред.

Планлекции

1. Основные концепции. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

2. Глобальные проблемы и экономический рост

3. Экономика постиндустриального мира: тенденции и проблемы

Основные концепции.

Доиндустриальное общество. Ивдустрвальное общество. Постввдустрвальное общество

Постиндустриализм представляет собой совокупность разнообразных современных концепций западной общественно-политической и экономической мысли. Эти теории строятся на основе признания технологического детерминизма. Помимо этого, большую роль здесь играет идеология сциентизма - философской установки, абсолютизирующей значение научного опытного знания, точных наук.

Данные теории придерживаются единой периодизации социально- экономического развития. Доказывается точка зрения, согласно которой промышленно развитые страны, благодаря усложнению технической, конца XVIII века и научно-технической деятельности, переходят постепенно от доиндустриального типа общества к индустриальному типу, постепенно приближаясь к постиндустриальному. Исходя из достигнутого уровня знаний, наличия устойчивой научной деятельности, качества и количества технических средств постиндустриальные теории делят историю общества на три стадии. Одним из первых термин «постиндустриальноеобщество» использовал американский социолог и философ Д. Белл.

Теория постиндустриального общества является одной из самых популярных в современной западной социально-философской мысли. Из названия ясно, что это некий новый тип общества, которое придет на смену индустриальному обществу, в конце XVIII века сменило аграрное общество. Эта теория во многом опирается на социологические исследования, статистические данные, социальную теорию, на изучение степени и качества развития естественных наук и технологии. Как междисциплинарное исследование, концепция охватывает практически все области человеческой деятельности, начиная от социально- экономических отношений и заканчивая трансформациями в сфере культуры. Концепция является полностью ориентированной на западное развитие. Страны, находящиеся на этапе аграрного развития, не могут стать постиндустриальными, не выработав у себя индустриальной базы. B «клуб» постиндустриальных стран входят государства Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа и Япония, некоторые страны тихоокеанского региона. Ряд авторов, посвятивших свои работы данной проблеме, работали в качестве советников по экономическим, экологическим и социальным вопросам в администрациях этих стран.

Перечислим основные концепции: «постиндустриального общества» (Д. Белл); «нового индустриального общества» (Дж. К. Гэлбрейт); «зрелого индустриального общества» (Р. Арон); «сверхиндустриаль- ного, или общества «третьей волны» (Э. Тоффлер); «технотронного общества» (3. Бжезинский); «посткапиталистического общества» (Р. Дарендорф); «продвинутого индустриального общества» (Г. Маркузе). Несмотря на терминологические разногласия, все авторы согласны в отношении основных характеристик общества.

Появление этих теорий приходится на конец 60-x, 70-е и 80-е годы. Параллельно была выдвинута теория информационного общества И. Масуды как более конкретно описывающая суть нового качества общества. Иногда теоретиков обвиняют в излишнем технократизме и технооптимизме, именуя их теории техноутопиями. Такие фильмы, как «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «Вспомнить всц», «Матрица» как раз в жанре научной фантастики разрабатывают негативные аспекты существования человека в новом постиндустриальном мире (технотопия, дистопия). Постиндустриальные концепции основаны на принципе технологическогодетерминизма, полагая движущей силой социального развития высокий уровень научных знаний, техники и технологий.

Одной из наиболее популярных версий теории постиндустриального общества является «волновая теория» Э. Тоффлера - автора социально­философской трилогии, посвященной исследованию постиндустриального общества: «Шок будущего» (1970), «Третья Волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).

B книге «Шок будущего» Тоффлер описывает историю человечества за последние 50 тыс. лет. Он условно делит этот период на 800 поколений, на каждое из которых приходится по 62 года. Он утверждает, что первые 650 поколений провели свою жизнь в пещерах и только за существование 70 последних поколений люди научились, благодаря появлению письменности, передавать своим преемникам информацию, что стало началом развития цивилизации. Всего 6 последних поколений пользуются печатными книгами, 2 - электромоторами. 90 процентов всех ученых, которые когда-либо жили на Земле, являются нашими современниками.

Перемены нарастают с невиданной скоростью, и сегодня, в 800-м поколении, впервые познавшем научный и технический прогресс, человечество выходит на порог эпохи супериндустриализма. Любая стадия

Это своего рода специфическая цивилизация. Всякая цивилизация существует в биосфере и оказывает на нее свое влияние, положительно или отрицательно реагируя на сочетание природных и человеческих ресурсов. Каждая цивилизация имеет характерную для нее теплосферу

Энергетическую базу, связанную с системой производства. Каждая цивилизация имеет социосферу, состоящую из взаимосвязанных социальных институтов. Конфигурация инфосферы - совокупность каналов коммуникаций, по которым движется необходимая информация, «техносферу» (частью которой является инфосфера), сферауправления и власти имеет набор характерных связей и отношений с внешним миром. Для обозначения одного исторического периода (цивилизации) Тоффлер использует термин-метафору «волна». Перваяволна - это переход человечества от общества охотников и собирателей к аграрной цивилизации. Втораяволна - переход от аграрного к индустриальному обществу. Сейчас идут третья волна, радикально изменяющая направления развития индустриального общества, часто полностью отрицая существовавшее прежде. Появляется новая историческая общность людей, чей труд и быт абсолютно зависят от информационных технологий и экспоненциального развития науки и техники.

Согласно Маклюэну, канадскому социологу и философу, современная информационная технология позволит превратить мир в глобальную электроннуюдеревню, главным элементом которой будет электронный коттедж - индивидуальный дом, наполненный разнообразной вычислительной техникой и средствами связи.

По Д. Беллу можно выделить такие основные характеристики постиндустриального общества: 1) централизованное хранение и использование теоретического знания, становящегося основой для производства; 2) создание новой интеллектуальной технологии для решения экономических, инженерных, социальных проблем; 3) формирование класса производителей знания, информации (в США эта группа вместе с менеджерами составляет более 25 процентов рабочей силы); 4) переход от производства товаров к производству услуг, 5) смена властных отношений (в доиндустриальном обществе - аристократия и монархия, в индустриальном - демократия, в постиндустриальном - меритократия (от лат. mentos - «имеющий заслуги перед обществом»), 6) развитая экономика информации; 7) завершение перехода от индивидуальной конкурентной стратегии к кооперативной/корпоративной стратегии сотрудничества.

B этих и многих других теориях постиндустриального общества проявляется технократический оптимизм по отношению к будущему и происходят поиски оптимальных вариантов создания новой высокотехничной цивилизации. Одним из значительных разработчиков теории постиндустриального общества был Гэлбрейт. Он считал, что все экономические теории неточны уже только потому, что оторваны OT политики, социальных институтов, культуры. Он попытался объединить экономическую теорию и социологию и создать более объемную теорию, назвав ее «общей теорией экономической системы», или «теорией высокого уровня экономического развития». Гэлбрейт рассматривал не только экономические процессы, он анализировал общество в целом. B 1967 г. им была опубликована эпохальная книга «Новое индустриальное общество».

Главнымипринципами теории Гэлбрейта являются следующие:

1. Современная экономика функционирует, находясь под определяющем влиянием таких социальных институтов, как государство, крупные корпорации, профсоюзы. 2. Основным хозяйственным субъектом является крупная фирма, при помощи созданной ею организации господствующая над потребителем, диктующая законы рынку, а не подчиненная ему, как утверждает классическая экономическая теория. 3. Крупные корпорации должны играть решающую роль в улучшении состояния общества: в реформах образования, здравоохранения, системы социального обеспечения, реконструкции городов, охраны окружающей среды.

Согласно большинству авторов постиндустриализма, первой ступенью на пути развития человечества было аграрное доиндустриальное общество, существовашее более пяти тысяч лет, вплоть до середины XVIII века. B этом обществе доминировало использование природных источников сырья, естественных источников энергии (энергия воды, сила собственных мышц и сила животных). Для аграрного общества была характерна патриархальная семья с огромным количеством родственников. Только усилиями такой большой патриархальной семьи человек мог справиться с проблемами, окружавшими его повсюду и чувствовал себя в безопасности. Отметим такие основные черты, как добыча сырья, преклонение перед сверхъестественными силами, определяющую роль в поведении играли традиционные ценности, вследствие существования патриархальных отношений сложилась авторитарная система управления общественными процессами (вождь-жрец, отец-хозяин).

Сегодня говорят об аграрной цивилизации как о «первобытном Рае», когда человек якобы жил в гармонии с природой, но такое представление неверно. Каждый день был для человека труден и сопровождался опасностью и риском, борьбой за выживание.

Доиндустриальное общество - добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче леса, угля, рыболовстве. Ero главный ресурс - сырьц, главная фигура - царь-вождь, воин и землевладелец.

ВэпохуНовогоВремени произошли важные изменения в мышлении и использовании техники. Наука постепенно стала ведущей силой общественного развития. Несколько позже у мыслителей Просвещения окончательно сложилось представление о том, что именно научный прогресс способен улучшить благосостояние людей. Именно в это время фиксируется появление первых элементов индустриализма в Европе. O появлении индустриализма в полной мере нельзя говорить вплоть до XVIII века. Именно в конце XVIII века, когда по Европе прокатывается волна революций, социальных и технических (паровая машина Дж. Уатта), сменивших старый аграрный строй на новый индустриальный. Полностью индустриальная цивилизация укрепилась в западном мире лишь к середине XX века. Индустриальноеобщество радикально изменило все сферы жизнедеятельности человека, уничтожив старые институты традиционного общества и заменив их новыми. Кардинально изменилось производство, обнаружены были другие источники энергии, изменилась структура политических отношений. Ускорение в развитии науки и техники в XVII - XVIII веках позволило создать мануфактурное, а затем и фабричное производство. Паровойдвигатель, двигательвнутреннего сгорания, открытие свойств электричества и многое другое позволило заменить кустарное производство машинным промышленным производством. Следствия этих нововвдений индустриальной эпохи изменили культуру и общество в целом. Индустриальный характер производства определил его социальную структуру, включая систему профессий и сорасположение социальных слоцв. Физический, мускульный труд был вытеснен машинным, механическим производством. Производство, требовавшее огромных усилий и отнимавшее огромное количество времени у отдельного индивида, потребовало создания абсолютно иных социальных институтов: профсоюзов, больниц, школ, детских садов, поликлиник. Воспитание, как первооснова социализации человека, перестало быть прерогативой семьи. Воспитание в патриархальной семье сменилось воспитанием в детском саду, в школе и училище, где произошли изменения, как и в производстве.

C наступлением эпохи индустриализма необходимость большой родоплеменной семьи отпадает. Человек больше не чувствует опасности перед непредсказуемой природой. Фабрика будет работает при любых погодных условиях. Рабочий знает, что в случае болезни о нем побеспокоится система здравоохранения и что в старости он будет получать пособие от органов социального обеспечения. Традиционное представление о родоплеменной семье как о защитнике и покровителе отпадает, большая семья становится обременительной. Для человека новой эпохи индустриализма характерна большая подвижность и мобильность, большая семья такими качествами не обладает. Как результат всего этого, традиционная семья распадается, и на смену ей приходит новая семья, нуклеарная, состоящая из отца, матери и детей. Индустриальное общество - обрабатывающее, в нем энергия и машинная техника используются для производства товаров. Главный ресурс - энергия, переработка сырья и капитал, главная фигура - предприниматель- капиталист (финансист).

B 40-е годы XX века Д. Кларк выделил трехступенчатуюмодель развития экономики, которая была характерна для индустриального общества: добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли добывающей промышленности и строительство; производственные и личные услуги. Индустриальная ступень создала не только абсолютно новые способы производства, потребления и общественного устройства, она изменила сознание людей. Человек, живший в середине XX века, мыслил уже абсолютно другими категориями, нежели человек XV века.

Религиозная картина мира уступала свои позиции естествознанию, начала формироваться наушная картина мира. Здесь уместно сказать об антропоцентризме. Согласно философской антропологии Нового времени, человек уже не только пассивное существо, созданное Богом, но и активный участник эволюции общества. Вместо геоцентрической картины мироздания возникает гелиоцентрическая картина мира (Коперниканская революция). Индустриальная цивилизация, несомненно, была более прогрессивной формой общественного устройства, нежели цивилизация аграрная.

Индустриальное общество - динамично развивающееся, прогрессирующее общество, этим оно качественно отличается от предшествующего ему аграрного (традиционного) или азиатского, нединамичного типа обществ.

Индустриальноеобщество, в соответствии C ОДНИМ ИЗ ПОДХОДОВ K периодизации процесса общественного развития, - стадия, для которой характерно формирование в процессе ин дѵстриализации. с машинным производством, фабрично-заводской организацией и лие.пиплиной трѵла. центральной ролью наѵчно-техничее.кой леятельное.ти. обтттенаттиональньтм рынком и системой хозяйства. Индустриальное общество в основе своей есть системная организация машин и людей с целью производства вещей.

Глобальные проблемы и экономический рост

Индустриальное общество способствовало появлению такой проблемы, как нарастающая экологическая нестабильность в мировом масштабе. Вследствие быстрого промышленного роста появились угрожающие всему человечеству изменения в природе, что породило в научном сообществе учение о глобальныхпроблемахчеловечества.

B начале 60-х годов XX века загрязнение окружающей среды в развитых индустриальных странах дсотигло такой степени, что многие учуные стали задумываться о близких и отдалунных последствиях растущего промышленного производства. Учуные - математики, геологи, географы, биологи, социологи создали инициативную исследовательскую группу «Римскийклуб»для разработки экономических и экологических сценариев будущего человечества. А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер и многие другие специалисты проводили междисциплинарные исследования, конференции, международные форумы для выяснения ситуации в глобальном измерении. Использовались различные концептуальные подходы и сложные математические модели. B конце 1960-х годов была создана детализированная компьютерная модель, которая показала, что при сохранении имеющихся тенденций в экономике и существующем демографическом росте к началу XXI века человечество ожидает глобальная катастрофа. Исчерпанность основных природных ресурсов, тотальное загрязнение атмосферы повлечцт за собой «парниковыйэффект». Интенсивное использование невозобновимых источников энергии не может продолжаться бесконечно.

Правительства многих развитых индустриальных стран во многом прислушались к рекомендациям учуных «Римского клуба». Были введены более строгие требования к системам очистки, энергосберегающим технологиям, произошло снижение техногенной нагрузки на природную среду. Эти меры позволили уменьшить риск техногенных катастроф и улучшить экологическую ситуацию в мировых масштабах. K счастью, худшие экологические сценарии «Римского клуба» не оправдались. Несмотря на это, глобальные проблемы не были сняты с «повестки дня», но зато были существенно смягчены проблемы экологические.

Глобальныепроблемы стали важной вехой в работе учуных в рамках междисциплинарных исследований относительно ситуации резкого ускорения технологического прогресса, наметившегося после углубления научно-технической революции, повлцкшей за собой деградацию окружающей среды. Более точной и развцрнутой картине экологической катастрофы способствовали сложные математические модели, полученные в результате начала так называемой «компьютерной революции» (60-e годы XX в.).

B это время и возникают теории так называемого «постиндустриального общества», «нового индустриального общества», «посткапиталистической формации», «техноиронной эры» и т. д. Постиндустриальное общество является более высокой стадией развития, чем индустриальное обтттее.тво. Главным ресурсом являются знание, информация и образование, главной энергетической базой - возобновляемые источники энергии. Информатизация на всех уровнях этого общества позволяет увеличить производительность труда в несколько раз при одновременном увеличении качества и количества произведенной продукции.

Экономикапостиндустриальногомира:

тенденцииипроблемы

Смысл понятия «постиндустриальное общество» может быть раскрыт посредством описания трех основных измерений постиндустриального общества, тесно взаимосвязаных между собой: технологического, социально-экономического и культурного. Постиндустриальное общество втехнологическомизмерении- это общество, в котором знания, информационные потоки, сети, телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в экономическом производстве на основе обмена баз данных. Быстрое развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий ведцт к тому, что потоки информации, достигающие человека, ежедневно многократно увеличиваются, сегменты знаний специализируются и дифференцируются. И тогда человек уже не успевает адаптироваться к новой информации и инновациям. Ha смену тысячелетним и столетним стереотипам мышления, восприятия и деятельности постоянно приходят новые и новые паттерны мышления, поведения и коммуникации. Постиндустриальное общество в социалыіо-экоііомическомизмерении это общество, в котором сфера услуг (экономика услуг и развлечений) имеет приоритетное развитие и доминирует по отношению к объемам промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. B социально-экономической структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг, и формируются новые элиты: технократы, менеджеры.

Постиндустриальное общество в культурном измерении - это общество, в котором не существует единообразной системы ценностей, основанной на традиционных паттернах, унаследованных от предшествующих культурных эпох. Национальные культуры постепенно минимизируются под натиском денационализированной массовой культуры, в то время как национальная культурная традиция поглощается глобальными культурными трендами («голливудизация», «макдональдизация культурная», «диснелендизация культуры», «киберкультура» и т.д.). Существующая культурная ситуация характеризуется как мультикультуральная, на основе действия принципа политкорректности. Это означает, что не существует «высокой» и «низкой» культуры, не существует «осевой» и «переферийной» («маргинальной») культуры, «классической» и «профанной». Bce культуры имеют равное право на существование, при этом принципы иерархии или субординации (ранжирования) культур оказываются нелегитимными.

Происходит переход от производства вещей к производству услуг. Главный ресурс этого общества - информация и знание, образование. Главная фигура - ученый, программист и менеджер.

Американский социолог Д. Белл был одним из первых мыслителей, заявившем о новом этапе развития человечества, который он назвал «постиндустриальным обществом». B его оригинальном варианте теория постиндустриального общества представлена в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», изданной в США в 1973 году. Можно выделить фундаментальные характеристики нового общественного строя:

Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронныесредствапроизводстваи коммуникации. Связи на призводстве и в быту базирования на электронных носителях.

Повсеместное использование компьютеров, но уменьшение B размерах. Если первые компьютеры были многотонными, то уже в начале 80-х годов XX века был создан персональный компьютер, размещаемый на письменном столе. Миниатюризация компьютерной техники при многократном увеличении быстродействия вычислительных мощностей. Рост качества программногообеспечения.

Знания как общего плана, так и, в особенности, узкоспециальные - важнейший ресурс в развитых странах.

Инновации - эффективный двигатель прогрессивных изменений. A инновационное мышление возможно лишь на основе высокоразвитого уровня теоретического рационального мышления. Теоретическое знание - наиболее востребованный ресурс постиндустриального общества.

Футурологическаянаправленность постиндустриального мышления, ориентированность на предполагаемую перспективу, соотнесение настоящего положения вещей с будущим. Как следствие - постоянный мониторинг технологий, экспертную оценку новых технологий, моделирование технологического прогноза.

Согласно Беллу, ведущей силой постиндустриального общества является не предприниматель (как в индустриальном обществе), но учуный-эксперт, учуный-исследователь. K управлению экономикой и политикой приходит новый класс - меритократия. интеллектуальная элита, чьц влияние и сила основаны не на наследственном праве и политических связях, а на личных достижениях в области инноваций и креативности. Если в аграрном и отчасти в индустриальном обществах физическая сила и физическое насилие играли существенную роль в деле управления людьми, то для постиндустриального общества характерны сдвиги в формах управления.

Информация и знание становятся ключевым ресурсом экономики и управления социальными процессами. Власть опирается на богатство, компетентность и знание. Информация может быть использована для обогащения и решения геополитических задач. Неслучайно сегодня информационные войны во внутренней и внешней политике играют более значительную роль чем военная сила. Политические «бархатные революции» XXI века и количественно и качественно вытесняют вооружунные восстания XIX - XX веков. Очевидно, что знание становится основой власти в постиндустриальном обществе. Это позволяет обойти сложные ситуации, избежать лишней траты экономической и социальнои энергии.

Можно представить фундаментальные принципы постиндустриального общества таким образом: 1) теоретическое знание становится определяющим фактором экономической, политической и технологической деятельности, вытесняя постепенно физический и механизированный труд;

2) определяющим фактором социально-экономической стратификации является уровень знаний и степень компетентности (профессионализм);

3) экономика постиндустриального общества основана в первую очередь на развитии сферы обслуживания; 4) помимо сырьевого («первичного») сектора и промышленного («вторичного») сектора, появляется значительный обслуживающий («третичный») сектор и информационный («четвертичный») сектор, который, в свою очередь «пронизывает» все предыдущие, оставаясь при этом достаточно самостоятельным; 5) интеллектуальные технологии по объцму и эффективности вытесняют механические способы производства, информационные технологии всц больше влияют не только на экономику, но и на социальные практики, культуру (образование, политику).

Основные характеристики постиндустриального общества: высокий уровеньорганизации управления и его профег.г.ионализапия. тотальная информатизапия. формирование принципиально новых технологическихукладов, гѵманизанияпроизводства иуправления, повышение роли человеческогофактора, экономической психологии B хозяйственной деятельности.

B постиндустриальном обществе получают широкое распространения новые виды услуг. Особенно быстро и масштабно трансформируются гуманитарная сфера, образование, в особенности высшее, здравоохранение, социальные службы и юридические услуги. Заметно выростают эффективность анализа, планирования и прогнозирования. Происходит тотальная эстетизация социального пространства, необходимым элементом всех промышленных изделий и сферы услуг стал дизайн. Bce технологические процессы нуждаются в программном обеспечении, которе стало необходимым элементом любой востребованной обществом деятельности. B постиндустриальных странах присходит экспоненциальный рост специалистов с высшим образованием. «Синие воротнички» («технический класс») сдают свои позиции «белым воротничкам» («классу интеллектуалов», креативных менеджеров).

Центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает теретическое знание. Усиливаются позиции новых методологических подходов, развиваются и широко распространяются теория игр и системный анализ. B силу этих новых тенденций ученый оказывается центральной фигурой постиндустриального общества. Если в индустриальную эпоху базовой организационной и производственной институцией был завод или фабрика и банк, то в современном постиндустриальном обществе такой институцией постепенно становится университет, «фабрика» новых технологий и знаний.

ЕІостиндустриальное общество именуют иногда информационным, технотронным. «Информационное общество» - более узкое понятие, чем «постиндустриальное общество». Структура, функционирование и значение информационных аспектов постиндустриального общества будут рассмотрены ниже.

Развитие постиндустриального общества связано с рядом социально- экономических и цивилизационных проблем:

Какова структура взаимодействия элементов доиндустриалъного, индустриального и постиндустриального обществ в современном мире(иерархическая, генеалогическая, мозаичная, стратификационная, ризоматическая?).

Каковы причины формирования постиндустриального общества?

Каково соотношение позитивных и негативных тенденций в развитии стратегий постиндустриалього мира?

Возможно ли, чтобы весь современный мир достиг стандартов постиндустриального общества?

Преодолимы ли глобальные проблемы в обозримом будущем?

Постиндустриальное общество (post-industrial society ) — это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация. Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.

В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс — основа стабильности общества. Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу: владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника; получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума; уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны. Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним — двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Для сопоставления приведем некоторые данные. Размер общей площади жилья приходится на 1 жителя (середина 90-х годов): Россия — 18,3 м 2 , Франция — 36, США — 65, Норвегия — 74. При этом в России пятая часть городских квартир и до трех четвертей сельских не имеют централизованного водоснабжения и канализации. Количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей в 1998 году: Китай — 2, Бразилия — 76, Россия — 110, Эстония — 200, Япония — 343, Германия — 505, Италия — 514, США — 700. Расходы на здравоохранение составляют в США 14% валового внутреннего продукта, в Германии — 9%, в России — 2,3%.

Деревня как понятие исчезло.

Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров. На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой, обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.

К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты. ВВП здесь составил в 1995 году 20 249 «международных долларов», 67 — 68% населения Земли живет в стране, где среднегодовой доход составляет менее 20% от первой группы, а 34% населения живет в странах со среднегодовым доходом менее 10% от первой группы. И лишь 15% населения приходится на страны со среднедушевым доходом от 20 до 99% по отношению к лидерам. Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным и т.д.

Основные идеи постиндустриального общества изложены американским социологом Д.Беллом. Другой представитель американской социологии М.Кастелье в характеристике современного общества делает упор прежде всего на его информационный характер. Так или иначе авторы подчеркивают переход к новому периоду в истории современной цивилизации, который был обусловлен изменениями в экономике, социальной жизни, политике и духовной сфере. Эти изменения были столь существенны, что привели к кризису предшествующей модели развития. Случившаяся в середине XX века научно – техническая революция изменила структуру производства – на первое место по значимости вышла информационая техника.

По мнению Белла, постиндустриальное, информационное общество отличается от предшествующего индуствриального общества главным образом двумя параметрами:

1) центральную роль приобретает теоретическое знание;

2) расширяется сектор услуг по отношению к «производящему хозяйству». Это означает, что произошел коренной сдвиг в соотношении трех секторов экономики: первичного (добывающая промышленность и сельское хозяйство), вторичного (обрабатывающие отрасли и строительство), третичного (услуги). Этот последний занял ведущие позиции.

Основой постиндустриального общества является беспецендентное влияние науки на производство. Если индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную технологию, то постиндустриальное – на интеллектуальные технологии, его главным ресурсом выступают знания и информация.

Информация в обществе всегда играла особую роль. Известно, что опыт, накопленный в длительном процессе, не мог передаваться генетическим путем, поэтому общество все в большей степени становилось заинтересованным в сохранении и передаче знаний, т.е. социальной информации. Развитие информационных связей сделало общество, как и любую живую саморазвивающуюся, саморегулируемую систему, более устойчивым к влиянию окружающей среды, упорядочило связи в нем. Поскольку информация в обществе — это прежде всего знание (но не все, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия), постольку она служит необходимым звеном управления систем в целях сохранения и качественной специфики, совершенствования и развития. Чем больше полученной информации перерабатывает система, тем выше ее общая организованность и эффективность функционирования, тем самым расширяются возможности ее регулирования.

В современном обществе информация превратилась в его исключительно важный ресурс . Общество встает на путь информатизации: системно – деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом развития (и управления) с помощью средств информатики с целью прогресса цивилизации. Информатизация общества не означает просто компьютеризацию, это новый уровень жизнедеятельности каждой личности и социума в целом, в котором взаимодействие информатики и общества осуществляется на основе изучения законов и тенденций.

Таким образом, информацирнное общество характеризуется состоянием, когда общество овладевает информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие. Основной и главной формой социального развития в глобальном масштабе оказывается информационно – емкая всесторонняя интенсификация. На этой основе развивается глобальное единство всей цивилизации. Большую роль сыграло создание Интернета, затем произошедшее слияние глобальных СМИ и компьютерных коммуникаций в мультимедиа, охватывающие все сферы жизни человека. Создана новая информационно – технологическая парадигма, которая изменив экономику, повлекла за собой радикальные изменения и в государственном управлении.

Особенности постиндустриализма во многом были заданы еще возникшей в XVI – XVII в.в. западноевропейской цивилизацией, получив сейчас более глубокое развитие. Это:

– высокие темпы развития. Общество перешло на интенсивный путь развития;

– произошло принципиальное изменение системы ценностей: ценностью стала сама инновация, оригинальность. Кроме того, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказалась автономия личности. Человек может менять свои корпоративные связи, включаться в разные социальные общности и культурные традиции, тем более, что образование становится более доступным;

– как никогда ранее проявилась сущность человека как активного существа, которое находится в преобразовательном отношении к миру. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространился и на сферу социальных отношений (борьба, революционные преобразования в обществе и т.д.);

– общество перешло к иному видению природы – познавая законы природы, оно ставит их под свой контроль. Поэтому научность приобрела особое значение как основа дальнейшего прогресса.

Вместе с тем возникает и проблема возможностей науки, особенно в настоящее время. Дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. С появлением глобальных проблем возникли проблемы выживания человечества, проблемы сохранения личности и биологических основ человеческого бытия в условиях, когда всё отчётливее проявляется угроза разрушающего влияния современного техногенеза на биологию человека. Антисциентистские концепции возлагают на науку и её технологическое применение ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Они выступают с требованиями, ограничить и даже заморозить научно-технический прогресс, по существу это означает возврат к традиционным обществам.

Противоречива и роль техники в современном обществе. С одной стороны, выполняя социальную функцию, она дополняет и расширяет возможности человека. Ее значимость столь велика, что рождает определенное состояние мировоззрения – технократизм.

Технократизм абсолютизирует роль технических идей и принципов технического знания, распространяя их на другие сферы деятельности человека, считает, что ведущее место в современном обществе принадлежит техническим специалистам.

С другой стороны, проникновение принципов технического конструирования во все области человеческой жизнедеятельности создает угрозу самому человеку, его самобытности. Возникает некое подобие «технического государства», в котором все приоритеты, да и сама судьба общества предоставлены научно – технической элите. На место социальных и политических норм и законов вступают закономерности вещей, созданных самой цивилизацией. Поэтому в обществе нарастает технический алармизм – паника перед техникой.

Литература.

1. Философия / Под ред. В.В.Миронова.

– М., Разд. VII, гл. 3.

2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 5, гл. 7.

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении нового типа общества — постиндустриального.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило . Сторонники теории информационного общества считают, что это общество характеризуется процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, а юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они передают свои знания другим или используют их для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Как уже говорилось, в обществах прошлого первые технические новшества принесли с собой поразительные перемены. Что произойдет с нашей культурой? Возможно, будущие социологи-аналитики будут говорить о нынешних изменениях как о четвертой революции. Часто называемая информационной революцией, она базируется на технологиях обработки информации. В частности, компьютерный чип — это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и наши социальные отношения. Список перемен, обусловленных этим техническим достижением, практически бесконечен.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания общества современного типа, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуализация (т.е. замещение реальности ее симуляцией/образом) общества является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуа- лизируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль. Виртуальная реальность обладает определенными свойствами, среди которых:

  • порожденность — виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней;
  • актуальность — виртуальная реальность существует только «здесь» и «сейчас»;
  • автономность — виртуальная реальность имеет свое время, пространство, свои законы существования;
  • интерактивность — виртуальная реальность может активно взаимодействовать с другими реальностями и оказывать на них влияние.

Если учесть изложенное, постиндустриальное общество, т.е. «постэкономическое», можно определить как такое, в котором экономическая подсистема утрачивает свое главенствующее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический», поскольку он ориентирован на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, и в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах. На основе этого формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Иногда постиндустриальное общество называют «постклассовое». В таком обществе теряют свою устойчивость социальные структуры и идентичности, устойчивые по своему характеру в индустриальном обществе. Статусные характеристики индивида в постклассовом обществе уже не определяются всецело его классовой принадлежностью, а зависят от множества факторов, среди которых возрастающую роль играют образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»). Конечно, еще рано говорить о «смерти» классового общества и окончательной смене статусных приоритетов, однако, несомненно, происходят существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе — интеллектуалов.

Концепция постэкономического общества разработана отечественным исследователем В.Л. Иноземцевым. Здесь под постэкономическим обществом понимается качественно новый тип социума, представляющий собой следующую за постиндустриальной стадию развития социальной жизни. Основные черты постэкономического общества составляют «выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости и колоссальное усложнение социальной действительности, умножение многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов ее развития во времени». В постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства его членов становится развитие их собственной личности.

Теория постэконом ичсс ко го общества предполагает новую периодизацию истории человечества, в которой выделяются три масштабные эпохи — доэкономическая, экономическая и постэкономическая. В основе данной периодизации лежат такие критерии, как тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества. На ранних этапах истории деятельность людей мотивировалась в основном инстинктивными побуждениями, как у всех биологических существ. По мере развития человеческой психики мотивы деятельности приобретали все более осознанный характер. Сознательный характер деятельности неразрывно связан с ее целенаправленностью, а целью стал материальный продукт труда. Наконец, новый виток развития привел к формированию предпосылок деятельности постэкономического типа, ориентированной на совершенствование себя как личности, своих неповторимых индивидуальных качеств и способностей. Таким образом, налицо типология исторических форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность — труд — творчество.

Другой критерий — характер соотношения интересов личностей и общества. В ранние периоды истории коллективный интерес группы или сообщества в целом жестко доминирует над индивидуальными интересами. На стадии экономического общества, в основе которого лежит труд, личный материальный интерес доминирует над интересами сообщества; все люди являются актуальными или потенциальными конкурентами, поскольку их частные экономические интересы взаимно исключают друг друга. Наконец, постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, так как стремление к материальному успеху уже не составляет главного интереса большинства. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя друг друга.

Рис. 6.1. Идейно-политические предпочтения представителей различных поколений россиян (ответ на вопрос: «Сторонником какой идеи вы себя считаете?»), %: 1 — сторонник радикальных рыночных реформ и быстрейшего сближения со странами Запада; 2- сторон ник самостоятельного русского пути развития страны; 3- сторонник социализма; 4 -сторонник сочетания различных идей, перечисленных выше, но стремящихся избегать крайностей; 5- никем себя не считаю, так как политикой не интересуюсь; 6- затрудняюсь ответить

Постэкономический тип общества определяется следующим образом: «Под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью». Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на пе
риферию общества. Однако у членов такого общества есть возможность самим сделать себя элитой, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

В связи с этим отечественные социологи задались вопросом: какому пути развития отдают предпочтение разные поколения современных россиян? Данные прикладных социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что наблюдается тенденция деидеологизации как старшего поколения, так и молодежи (см. рис. 6.1).

Результаты социологического исследования свидетельствуют о наличии среди наших сограждан приверженцев разных моделей развития общества, представленных в самых разных социальных группах (см. рис. 6.2).

Рис. 6.2. Распределение россиян по типам мировоззрения в 2004-2007 гг., %: 1 — традиционалисты; 2 — промежуточные; 3 — модернисты